"Запрос сегодня от производителя воды/газировки: "мы в декабре прошлого года сделали у себя напитки со вкусом колы, апельсина и лимона, но продаж почти нет". После чего задаются вопросом, что надо сделать, чтобы изменить ситуацию.
Начали разбираться, почему они вообще решили это разливать (аналогов колы-фанты-спрайта сейчас полно и никому они не нужны). Я бы ещё понял, если бы в 2022 году они это начали делать — тогда все делали так. Но сейчас то зачем?
Выяснилось, что это было решение владельца, а "решения владельца мы обсуждать не можем, он так решил и мы должны делать и продавать". Владелец с чего-то вдруг решил, что надо срочно начать выпускать аналоги колы-фанты-спрайта и что на них будет спрос. Естественно, никакого спроса не было, продукция стоит на складах, лишь понемногу её "сливают" с дисконтом в некоторые дискаунтеры.
Уточнил, пробовали ли они владельцу объяснять, что время для экспериментов с колой, мягко говоря, прошло? На что получил ответ: да нет, в целом же колы много, подумали, что может зайдёт.
Дальше вести диалог было бессмысленно, раз люди (как владелец, так и продажники) живут в неведении и отстали от трендов года так на три.
По такой "модели" нередко работают не только мелкие, но и вполне крупные компании".
Комментирует историк экономики Александр Гершенкорн:
"Если внимательно познакомиться с русской литературой, то нельзя не удивиться, как часто в художественных произведениях описывались специфические черты русского характера, проявляющиеся в процессе накопления капитала.
Если перечислить хотя бы некоторые из них, то в первую очередь необходимо отметить следующие:
…Отсутствие врожденного чувства экономической целесообразности, что приводило к появлению такого любопытного и шокирующего феномена, как «samodurstvo»… для этого слова весьма трудно подобрать английские эквиваленты. Поскольку сделать его точный перевод не представляется возможным, я даю описание их коннотаций.
«Samodur» — это в первую очередь капризный и непоследовательный человек. Все его поступки определяются желанием настоять на своем и добиться выполнения своей воли. Ср., напр., с латинской фразой: Sic volo, sic jubeo, stat pro ratione voluntas -Так я хочу, так приказываю, да будет вместо довода моя воля.
Из этого следует, что samodur действует под влиянием сиюминутной ситуации и не строит никаких далеко идущих планов. Поскольку этот типаж является очень важным для русской литературы, мне представляется обоснованным использовать его транслитерации…"
Александр Гершенкрон. «ВременнОй горизонт в русской литературе». 1975.
От себя добавлю, что "успешный российский бизнесмен" - это в 19 веке в основном немец, а в 20-м - в основном еврей и немного армянин.
Ввиду процитированного выше - неудивительно
